"Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникативных технологий"
С 2011 года дошкольное образовательное учреждение работает в рамках городской инновационной площадки по теме "Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникативных технологий" в соответствии с приказом от 10.10.2011 г. № 2349 департамента образования администраци города Нижнего Новгорода.
Сроки эксперимента: 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014; 2014/2015
Научное руководство: заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Сековец Л.С.
Объекты исследования: процесс использования современных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), включая дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ), в коррекционно-образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Предмет исследования: доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ посредством внедрения современных ИКТ.
Гипотеза:
- Гарантия права детей с ОВЗ на получение доступности образовательной среды закреплены в ряде законодательных актов Российской Федерации: Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124 – ФЗ; рекомендации «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации» от 18.04. 2008 года. Доступность и непрерывность образования детям с ОВЗ может быть обеспечена внедрением эффективных инновационных средств образования, одним из которых является ИКТ.
2. Использование ИКТ (в том числе ДОТ) в качестве эффективного средства организации образовательной деятельности обеспечит непрерывность образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении или детей, находящихся на послеоперационном лечении дома.
3. Целенаправленное использование ИКТ в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ позволит создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, а также активизации компенсаторных механизмов, и позволит максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности дошкольников. Это открывает перед педагогом и ребенком новые возможности в области образования, способствуя оптимизации коррекционно-образовательного процесса.
4. Системное использование ИКТ в образовательной деятельности будет способствовать эффективной интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ, через создание единой коррекционно-образовательной среды ДОУ.
5. Внедрение информационных технологий будет способствовать созданию единого информационного пространства Учреждения, в котором на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, медицинский персонал, дети и их родители. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Цель: Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического и технического обеспечения коррекционно-образовательного процесса Учреждения.
Задачи:
1. Создание организационно-правового обеспечения Учреждения для реализации проекта.
2. Обеспечение коррекционно-образовательного процесса Учреждения современным информационно-техническим оборудованием.
3. Повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ.
4. Разработка и апробация программного обеспечения, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ.
5. Разработка, апробация и внедрение в практику Учреждения комплекса логопедического и дефектологического обследования детей с применением ИКТ.
6. Реализация задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГТ в работе с детьми с ОВЗ посредством использования современных ИКТ.
7. Обеспечение непрерывности образования детей с ОВЗ посредством использования ДОТ.
8. Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов посредством использования ИКТ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ребенка.
9. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей с ОВЗ с использованием ИКТ, повышение педагогической компетентности родителей.
10. Расширение взаимодействия с социальными партнерами Учреждения.
11. Внедрение, обобщение и транслирование опыта работы по использованию ИКТ в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
1. Создание новой модели Учреждения комбинированного вида обеспечит доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ средствами ИКТ.
2. Повышение уровня подготовки педагогов в области ИКТ позволит:
-
- разработать различные формы внедрения ИКТ в работу с детьми, используя принцип интегративности образовательных областей;
-
- обеспечить интеграцию педагогов при проведении коррекционно-образовательного процесса.
3. Разработка, апробация, обобщение и внедрение методик и технологий ИКТ будут обеспечивать качество образования в соответствии с требованиями ФГТ и наиболее успешную реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4. Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей ИКТ предоставит дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.
5. Включение ИКТ в образовательную среду позволит практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в рамках единого образовательного пространства.
6. Разработка, апробация и внедрение в практику Учреждения комплекса логопедического и дефектологического обследования с применением ИКТ будет способствовать более качественному анализу уровня подготовленности детей, выявлению их индивидуальных способностей и возможностей.
7. Использование ДОТ в коррекционно-образовательном процессе будет способствовать реализации принципов доступности и непрерывности образования детей с ОВЗ.
8. Внедрение технологий ИКТ позволит повысить информационно-педагогическую компетентность родителей и включить их в коррекционно-образовательный поток.
Тиражируемость результатов: публикация учебно-методической информации в различных формах: методические материалы могут быть тиражированы в виде мультимедийных и печатных изданий и использованы для организации работы дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
В учреждении создана творческая группа (приказ «Об организации работы городской инновационной площадки» от 27.10.2011 г. № 211), которая реализует цель и задачи эксперимента. В 2011-2012 уч. гг. учреждение осуществляло решение задач первого, подготовительного этапа эксперимента
I этап: подготовительный. 2011-2012 уч. гг.
Цель: Создание образовательной среды с использованием ИКТ. Фиксация методических находок.
Задачи:
-
- обеспечение коррекционно-образовательного процесса учреждения современным информационно-техническим оборудованием;
-
- повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ;
-
- разработка и апробация новых интегрированных форм реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП) с использованием ИКТ;
-
- расширение взаимодействия с социальными партнерами учреждения;
-
- изучение потребности родителей во внедрении дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) для обеспечения непрерывности образования детей с ОВЗ.
В течение первого этапа инновационной деятельности в дошкольном учреждении создавались материально-технические условия для обеспечения коррекционно-образовательного процесса современными ИКТ
Результаты I этапа инновационной деятельности:
- В учреждении создан и оборудован кабинет информационных технологий (КИТ).
- Приобретено новое интерактивное оборудование для работы с детьми и для работы педагогов.
- В штатное расписание учреждения введен педагог дополнительного образования по информатике.
- Повысился уровень педагогического мастерства педагогов за счет освоения ими информационных технологий. Педагоги стали активными участниками Всероссийских интернет-конкурсов и пользователями Интернет-ресурсов.
-
Создан официальный сайт учреждения.
-
В учреждении начал формироваться банк методических идей, которым могут пользоваться педагоги учреждения для работы с детьми.
-
Разработана система работы с детьми подготовительного к школе возраста по освоению основ работы с компьютером.
-
Для внедрения ИКТ в образовательный процесс учреждение взаимодействует с родителями и социальными партнерами.
-
Опыт работы педагогического коллектива по организации условий для внедрения ИКТ транслируется на уровне района, города и региона.
II этап: практический. 2012-2013 уч. гг.
Результаты II этапа инновационной деятельности
- Материально-техническая информационно-коммуникативная среда ДОУ значительно пополнилась. Это позволило педагогам применять в образовательном процессе разнообразные интерактивные средства образования, повысить эффективность усвоения детьми программных задач.
-
Значительно повысилась ИКТ-компетентность педагогов. Результаты отражены в диаграмме.
-
Уровень сайта дошкольного учреждения позволил выиграть во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт РФ», получить «Золотой абонемент» для повышения квалификации педагогических кадров на сайте «Все вебинары.ру». Через сайт осуществляется активное взаимодействие с социальными партнерами, родителями, педагогическим сообществом.
-
Разработан, апробирован и внедрен в практику работы учреждения опыт работы педагогов «Система интерактивных упражнений «Рисующие пальчики» для развития графических навыков в изобразительной деятельности у детей с НОДА», который передан в экспертно-методический совет ГБОУ ДПО НИРО. Данная система отмечена серебряной медалью Всероссийского конкурса «Росточки». Результаты работы представлены в диаграмме.
-
Разработан, апробирован и внедрен в практику работы учреждения опыт работы «Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникативных технологий». Результаты представлены в диаграмме.
-
Осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов и детей, длительно отсутствующих в дошкольном учреждении.
-
Значительно повысилась ИКТ-компетентность родителей. Родители – активные участники форума на сайте, принимают участие в образовательном процессе учреждения.
-
Расширилось взаимодействие с социальными партнерами в области поставки и установки интерактивного оборудования.
-
Опыт работы педагогического коллектива по организации условий для внедрения ИКТ транслируется на уровне района, города и региона.