Инновационная площадка

Инновационная площадка 2011-2015 гг.

 

 "Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникативных технологий"

С 2011 года дошкольное образовательное учреждение  работает в рамках городской инновационной площадки по теме "Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникативных технологий" в соответствии с приказом от 10.10.2011 г. № 2349 департамента образования администраци города Нижнего Новгорода.

Сроки эксперимента: 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014; 2014/2015

Научное руководство: заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Сековец Л.С.

Объекты исследования:  процесс использования современных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), включая дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ),  в коррекционно-образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Предмет исследования: доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ посредством внедрения  современных ИКТ.

Гипотеза: 

  1. Гарантия права детей с ОВЗ на получение доступности образовательной среды закреплены в ряде законодательных актов Российской Федерации: Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124 – ФЗ; рекомендации «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации» от 18.04. 2008 года. Доступность и непрерывность образования детям с ОВЗ может быть обеспечена внедрением эффективных инновационных средств образования, одним из которых является ИКТ.

2.       Использование ИКТ (в том числе ДОТ) в качестве эффективного средства организации образовательной деятельности обеспечит непрерывность образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении или детей, находящихся на послеоперационном лечении дома.

3.       Целенаправленное использование ИКТ в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ позволит создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, а также активизации компенсаторных механизмов, и позволит максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности дошкольников. Это открывает перед педагогом и ребенком новые возможности в области образования, способствуя оптимизации коррекционно-образовательного процесса.

4.       Системное использование ИКТ в образовательной деятельности будет способствовать эффективной интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ, через создание единой коррекционно-образовательной среды ДОУ.

5.       Внедрение информационных технологий будет способствовать созданию единого информационного пространства Учреждения, в котором на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, медицинский персонал, дети и их родители. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Цель: Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического и технического обеспечения коррекционно-образовательного процесса Учреждения.

Задачи:

1.       Создание организационно-правового обеспечения Учреждения для реализации проекта.

2.       Обеспечение коррекционно-образовательного процесса Учреждения современным информационно-техническим оборудованием.

3.       Повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ.

4.       Разработка и апробация программного обеспечения, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ.

5.       Разработка, апробация и внедрение в практику Учреждения комплекса логопедического и дефектологического обследования детей с применением ИКТ.

6.       Реализация задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГТ в работе с детьми с ОВЗ посредством использования современных ИКТ.

7.       Обеспечение непрерывности образования детей с ОВЗ посредством использования ДОТ.

8.       Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов посредством использования ИКТ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ребенка.

9.       Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей с ОВЗ с использованием ИКТ, повышение педагогической компетентности родителей.

10.   Расширение взаимодействия с социальными партнерами Учреждения.

11.   Внедрение, обобщение и транслирование опыта работы по использованию ИКТ в образовательном процессе.

 

Ожидаемые результаты:

1.       Создание новой модели Учреждения комбинированного вида обеспечит доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ средствами ИКТ.

2.       Повышение уровня подготовки педагогов в области ИКТ позволит:

  • - разработать различные формы внедрения ИКТ в работу с детьми, используя принцип интегративности образовательных областей;

  • - обеспечить интеграцию педагогов при проведении коррекционно-образовательного процесса.

3.       Разработка, апробация, обобщение и внедрение методик и технологий ИКТ будут обеспечивать качество образования в соответствии с требованиями ФГТ и наиболее успешную реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

4.       Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей ИКТ предоставит дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка.

5.       Включение ИКТ в образовательную среду позволит практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в рамках единого образовательного пространства.

6.       Разработка, апробация и внедрение в практику Учреждения комплекса логопедического и дефектологического обследования с применением ИКТ будет способствовать более качественному анализу уровня подготовленности детей, выявлению их индивидуальных способностей и возможностей.

7.       Использование ДОТ в коррекционно-образовательном процессе будет способствовать реализации принципов доступности и непрерывности образования детей с ОВЗ.

8.       Внедрение технологий ИКТ позволит повысить  информационно-педагогическую компетентность родителей и включить их в коррекционно-образовательный поток.

 

Тиражируемость результатов: публикация учебно-методической информации в различных формах: методические материалы могут быть тиражированы в виде мультимедийных и печатных изданий и использованы для организации работы дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В учреждении создана творческая группа (приказ «Об организации работы городской инновационной площадки» от 27.10.2011 г. № 211), которая реализует  цель и задачи эксперимента.  В 2011-2012 уч. гг. учреждение осуществляло решение задач  первого, подготовительного этапа эксперимента

I этап: подготовительный. 2011-2012 уч. гг.

Цель: Создание образовательной среды с использованием ИКТ. Фиксация методических находок.

Задачи:

  • - обеспечение коррекционно-образовательного процесса учреждения современным информационно-техническим оборудованием;

  • - повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ;

  • - разработка и апробация новых интегрированных форм реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (далее ООП) с использованием ИКТ;

  • - расширение взаимодействия с социальными партнерами учреждения;

  • - изучение потребности родителей во внедрении дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) для обеспечения непрерывности образования детей с ОВЗ.

В течение первого этапа инновационной деятельности в дошкольном учреждении создавались материально-технические условия для обеспечения коррекционно-образовательного процесса современными ИКТ

Результаты I этапа инновационной деятельности: 

  • В учреждении создан и оборудован кабинет информационных технологий (КИТ).
  • Приобретено новое интерактивное оборудование для работы с детьми и для работы педагогов.
  • В штатное расписание учреждения введен педагог дополнительного образования по информатике.
  • Повысился уровень педагогического мастерства педагогов за счет освоения ими информационных технологий. Педагоги стали активными участниками Всероссийских интернет-конкурсов и пользователями Интернет-ресурсов.
  • Создан официальный сайт учреждения.

  • В учреждении начал формироваться банк методических идей, которым могут пользоваться педагоги учреждения для работы с детьми.  

  • Разработана система работы с детьми подготовительного к школе возраста по освоению основ работы с компьютером.

  • Для внедрения ИКТ в образовательный процесс учреждение взаимодействует с родителями и социальными партнерами.

  • Опыт работы педагогического коллектива по организации условий для внедрения ИКТ транслируется на уровне района, города и региона.

Отчет о результатах I этапа инновационной деятельности за 2011-2012 уч.г. 

 

 

II этап: практический. 2012-2013 уч. гг. 

Результаты II этапа инновационной деятельности  

  • Материально-техническая информационно-коммуникативная среда ДОУ значительно пополнилась. Это позволило педагогам применять в образовательном процессе разнообразные интерактивные средства образования, повысить эффективность усвоения детьми программных задач.
  • Значительно повысилась ИКТ-компетентность педагогов. Результаты отражены в диаграмме.

  • Уровень сайта дошкольного учреждения позволил выиграть во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт РФ», получить «Золотой абонемент» для повышения квалификации педагогических кадров на сайте «Все вебинары.ру». Через сайт осуществляется активное взаимодействие с социальными партнерами, родителями, педагогическим сообществом.

  • Разработан, апробирован и внедрен в практику работы учреждения опыт работы педагогов «Система интерактивных упражнений «Рисующие пальчики» для развития графических навыков в изобразительной деятельности у детей с НОДА», который передан в экспертно-методический совет ГБОУ ДПО НИРО. Данная система отмечена серебряной медалью Всероссийского конкурса «Росточки». Результаты работы представлены в диаграмме.

  • Разработан, апробирован и внедрен в практику работы учреждения опыт работы «Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникативных технологий». Результаты представлены в диаграмме.

  • Осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов и детей, длительно отсутствующих в дошкольном учреждении.

  • Значительно повысилась ИКТ-компетентность родителей. Родители – активные участники форума на сайте, принимают участие в образовательном процессе учреждения.

  • Расширилось взаимодействие с социальными партнерами в области поставки и установки интерактивного оборудования.

  • Опыт работы педагогического коллектива по организации условий для внедрения ИКТ транслируется на уровне района, города и региона. 

Отчет о результатах II этапа инновационной деятельности за 2012-2013 уч.г. 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения