В 2011-2012 уч. гг. учреждение осуществляло решение задач
первого, подготовительного этапа эксперимента
Цель: Создание образовательной среды с использованием ИКТ. Фиксация методических находок.
Задачи:
-
- обеспечение коррекционно-образовательного процесса учреждения современным информационно-техническим оборудованием;
-
- повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ;
-
- разработка и апробация новых интегрированных форм реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП) с использованием ИКТ;
-
- расширение взаимодействия с социальными партнерами учреждения;
-
- изучение потребности родителей во внедрении дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) для обеспечения непрерывности образования детей с ОВЗ.
В течение первого этапа инновационной деятельности в дошкольном учреждении создавались материально-технические условия для обеспечения коррекционно-образовательного процесса современными ИКТ
-
- создан и оборудован кабинет информационныхтехнологий, который отвечает требованиям СанПин (протокол № 18 измерения параметров микроклимата от 01.12.2011 г.): проведен декоративный ремонт, приобретена детская и взрослая мебель, стенды;
-
- приобретены: 4 ноутбука для работы с детьми, 3 – для работы сотрудников, дополнительные устройства (мышки, детские наушники), интерактивная доска, сетевое оборудование, пополнена медиатека программами и играми для работы с детьми;
-
- в учреждении создана локальная сеть (ЛВС) , объединяющая все компьютеры (в том числе детские) и обеспечивающая доступ к сети Интернет с любого компьютера;
-
- разработаны и внедряются в практику работы с детьми пособия: «Техника безопасности в кабинете информационных технологий (КИТ)», «Устройства ИКТ», «Виды машин: механические, электронные, электрические».
В начале года было проведено анкетирование для выявления уровня ИКТ- компетентности педагогов, которое показало низкий и неоднородный уровень владения ИКТ и выявило необходимость повышения уровня квалификации педагогов в сфере ИКТ.
В штатное расписание учреждения введен педагог дополнительного образования по информатике.
В течение года 7 педагогов прошли курсы повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в работе с детьми на базе ГБОУ ДПО НИРО. :4 педагога (прошли обучение на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО по теме «Организация и методика дистанционного обучения детей-инвалидов». 2 педагога используют дистанционные технологии в работе с детьми-инвалидами (учениками начальной школы).
ПДО Сметанина Е.А. для педагогов учреждения провела консультацию «Актуальность использования ИКТ в современной практике дошкольного образования», а также разработала и провела семинар-практикум «Потенциальные возможности современных ИКТ и варианты их применения в образовательной практике дошкольного учреждения», на котором педагоги познакомились с современными средствами ИКТ и возможностями их использования в практике дошкольного образования.
Также был разработан Цикл мастер-классов «Использование ИКТ в образовательной практике: презентация Power Point» из 6 занятий и проведены первые 3 занятия из цикла на темы:
-
- Занятие 1. «Презентация Power Point: назначение и возможности программы, знакомство с интерфейсом». Фронтальная лекция с использованием проектора. На этом занятии педагоги познакомились с Программой для создания мультимедийных презентаций Power Point, ее интерфейсом, возможностями ее применения. Для этого были подготовлены и продемонстрированы примеры различных типов презентаций, использующихся в практике ДОУ: презентации для детей (информационные, обучающие и закрепляющие), презентации для педагогов (для квалификационной аттестации, для демонстрации педагогического опыта), презентации для родителей (информационные, практические). Особый акцент был сделан на отличительных особенностях презентаций, предназначенных для использования на интерактивной доске и в работе с детьми с ОВЗ. Педагоги познакомились с требованиями к созданию презентаций каждого типа и основными информационными ресурсами сети Интернет, на которых можно познакомиться с примерами различных презентаций и получить дополнительную информацию. По окончании занятия педагогам были предоставлены методические материалы мастер-класса для использования в самостоятельной работе.
-
- Занятие 2. «Презентация Power Point: создание презентации, оформление». Практическое занятие, подгрупповое, с использованием интерактивной доски и ноутбуков. Данное занятие проходило на базе кабинета информационных технологий (КИТ), оборудованного компьютерами и интерактивной доской. На занятии педагоги познакомились с интерфейсом и настройками программы Power Point, правилами составления плана презентации, попрактиковались в создании собственной презентации, ее оформлении и подборке шрифтов. Научились создавать новую презентацию, редактировать имеющуюся, сохранять в разных форматах (редактор, демонстрация, шаблон). По окончании занятия педагогам были предоставылены методические материалы мастер-класса.
-
- Занятие 3. «Презентация Power Point: вставка объектов, рисование». Практическое занятие, подгрупповое, с использованием интерактивной доски и ноутбуков. Занятие проходило на базе кабинета информационных технологий (КИТ), оборудованного компьютерами и интерактивной доской. На занятии педагоги познакомились с основными типами мультимедийных объектов, поддерживаемых программой Power Point, технологией вставки текста, символов, графических объектов, анимированных изображений, таблиц, схем, графиков, диаграмм, аудио и видео-файлов. Попрактиковались в создании новых графических объектов с помощью инструментов рисования. Познакомились с объектами WordArt и SmartArt.
В течение года были проведены индивидуальные консультации с педагогами по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Педагоги учреждения начали активно представлять свой опыт работы через участие во Всероссийских интернет-конкурсах:
- - «Моя педагогическая инициатива»: Акция «Помогай-ка» - новая форма образования дошкольников» (воспитатель М.П. Приползина), «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей (воспитатель О.А. Груздева);
- - «Росточек: мир спасут дети»: «Реализация инновационных форм детской деятельности в современном образовательном пространстве ДОУ комбинированного вида» (заведующий МБДОУ Л.М. Тонконог, заместитель заведующего по ВМР В.Н. Малышева, старший воспитатель М.Ю. Латанова, ПДО Е.А. Сметанина, воспитатели: О.А. Груздева, М.П. Приползина, Е.Ю. Филимонова, М.А. Антонова, В.С. Шептушкина, С.В. Кислицына, Г.Ш. Алеева, С.Ю. Гришатова, Т.В. Маслова, О.Н. Блинова, Н.Б. Астраханцева, учителя-логопеды: Н.А. Клитина, Е.С. Тюрина, Н.Н. Козлова, Е.Е. Касьянова);
-
- «Общение как искусство (дошкольный возраст): опыт работы «Формирование социальной уверенности у детей 5-7 лет с ОВЗ посредством культурно-досуговой деятельности»;
-
- «Лучший сценарий новогоднего утренника Российской Федерации» (музыкальный руководитель М.В. Шаповал, ПДО по ритмике Г.В. Панкратова, старший воспитатель М.Ю. Латанова, учитель-логопед Е.В. Малышева, воспитатели С.Ю. Гришатова, Н.З. Соломатина).
Педагоги учреждения участвуют в педагогических сетевых Интернет-сообществах.
Кроме этого, получено экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО на методическое пособие «Служба раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду». Пособие тиражировано, опыт работы распространяется среди дошкольных учреждений района, города, региона. Редактура, верстка и предпечатная подготовка осуществлялась специалистами учреждения.
Творческая группа начала формировать банк методических идей. К концу учебного года в нем представлен опыт работы старшей группы комбинированной направленности по реализации проекта «Город мастеров», к которому была привлечена ПДО Сметанина Е.А. Дети узнали, что такое электронное письмо, познакомились с трудом архитектора, научились создавать компьютерные проекты. Для этого были подобраны специальные компьютерные конструктивные игры. По результатам проекта был создан видеофильм «Город мастеров», который продемонстрирован педагогам учреждения и родителям.
Воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата О.А. Груздева совместно с ПДО Е.А. Сметаниной, заместителем заведующего В.Н. Малышевой, ст. воспитателем М.Ю. Латановой подготовили и провели игру-путешествие «Построим новый город на Луне» с использованием интерактивной доски. Игра-путешествие была представлена на электронном носителе на районный конкурс «Воспитатель года 2012» , где получила высокую оценку коллег и заняла 1 место.
Банк методических идей был пополнен цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и электронными образовательными ресурсами (ЭОР), которые позволяют выбирать образовательные ресурсы в рамках проходимых тем.
Информационные технологии были использованы во время детских районных конкурсов «Поющие капельки», «Веселый каблучок», районного конкурса «Воспитатель года 2012».
Кроме этого, с детьми подготовительной к школе группы разработан и проведен цикл занятий по ознакомлению детей с работой на компьютере. Для детей разработаны игровые пособия «Техника безопасности в КИТ», «Устройство компьютера», «Устройство системного блока», «Виды информации», «Буратино идет в школу».
Пополнилась медиатека учреждения компьютерными играми:
-
ИДДК, «Баюн» серия «Поиграйка»: Приключения Бу в мире животных; Домовенок Бу в мире растений; Репка: Как мышонок деда выручил; Веселая школа домовенка Бу; Волшебный глобус домовенка Бу; ПДД для малышей. Маленький автомобильчик ищет друзей;
-
Новый диск, «Школа смешариков»: Букварик-Смешарик; Считаем со Смешариками;
-
«1С», «Лунтик»: Развивающие задания для малышей; Математика для малышей; Русский язык для малышей; Подготовка к школе;
-
Детям о космосе; Детям о победе.
Для повышения информационной компетентности педагогов в кабинет информационных технологий приобретены методические пособия: Мик Андон «Как перейти с компьютером на ты», Ридерз Дайджест, 2008; Нефедова К.П. «Тематический словарь в картинках «Мир человека»: аудиотехника, видеотехника, оргтехника и средства связи», М.: Школьная пресса, 2010; Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», М.: Мозаика-синтез, 2011; З.М. Габдуллина «Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет», Волгоград: Учитель, 2010; Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова «Дошколенок + компьютер», Волгоград: Учитель, 2011; Л.К. Балабанова «Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет», Волгоград: Учитель, 2012; Аствацатуров Г.О. «Дизайн мультимедийного урока», Волгоград: Учитель, 2009; Аствацатуров Г.О. «Медиадидактика и современный урок», Волгоград: Учитель, 2011.
В апреле 2012 года педагогический коллектив учреждения делился своим опытом инновационной деятельности по созданию образовательной среды с использованием ИКТ на региональном семинаре для специалистов по дошкольному образованию органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов «Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения с детьми-инвалидами». В презентации были представлены отрывки из фильмов с опытом работы по использованию ИКТ в учреждении.
Для заведующих и заместителей заведующих МБДОУ Московского района проведена консультация по организации предметно-развивающей среды, в том числе условий для внедрения ИКТ.
Создан официальный сайт детского сада http://rodnik452.caduk.ru, отвечающий требованиям к сайтам образовательных учреждений. Сайт участвует в рейтинге сайтов дошкольных образовательных учреждений РФ в рамках площадки «Русобр» (http://rusobr.ru).
В мае был проведен педагогический совет «Анализ организации образовательной деятельности с использованием ИКТ в учреждении», на котором были подведены итоги первого этапа инновационной деятельности. Сообщение заведующего Л.М. Тонконог и заместителя заведующего В.Н. Малышевой было посвящено выполнению задач первого года эксперимента и задачам экспериментальной работы на 2012-13 уч. гг. На педагогическом совете представлены опыт работы ПДО Сметаниной Е.А. «Использование развивающих информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста», видеозапись игры-путешествия «Построим новый город на Луне» (воспитатель О.А. Груздева) с использованием интерактивной доски.
В инновационный процесс были вовлечены родители: проведено анкетирование семей на выявление уровня информационной компетентности, родительское собрание «Ребенок и компьютер», в течение года с родителями была проведена серия индивидуальных консультаций по использованию компьютерных игр. За счет пожертвования родителей приобретено 3 ноутбука.
Взаимодействие с социальными партнерами способствовало пополнению материально-технической базы учреждения и общей информатизации учреждения.
Так, за счет средств депутата городской думы В.А. Панова приобретено интерактивное оборудование. С помощью ООО «ДельтаКом» была создана локальная сеть в учреждении и осуществляется информационно-техническая поддержка рабочих мест оборудованных ИКТ.
Результаты I этапа инновационной деятельности:
- В учреждении создан и оборудован кабинет информационных технологий (КИТ).
- Приобретено новое интерактивное оборудование для работы с детьми и для работы педагогов.
- В штатное расписание учреждения введен педагог дополнительного образования по информатике.
- Повысился уровень педагогического мастерства педагогов за счет освоения ими информационных технологий. Педагоги стали активными участниками Всероссийских интернет-конкурсов и пользователями Интернет-ресурсов.
-
Создан официальный сайт учреждения.
-
В учреждении начал формироваться банк методических идей, которым могут пользоваться педагоги учреждения для работы с детьми.
-
Разработана система работы с детьми подготовительного к школе возраста по освоению основ работы с компьютером.
-
Для внедрения ИКТ в образовательный процесс учреждение взаимодействует с родителями и социальными партнерами.
-
Опыт работы педагогического коллектива по организации условий для внедрения ИКТ транслируется на уровне района, города и региона.