Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ "Детский сад №452 "Родничок" посещают 320 детей, из них 122 ребенка- с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 71 ребенок - инвалид.
В МБДОУ оказывается коррекционная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ):
- детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА),
- детям с задержкой психического развития (далее ЗПР),
- детям со сложным дефектом (расстройство аутистического спектра + интеллектуальные нарушения в разной степени).
Использование специальных учебных пособий и дидактического материала
В детском саду имеются специальные условия. При осуществлении образовательного процесса используются адаптированные образовательные программы:
Реализуемые адаптированные образовательные программы
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью»/Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева– М.: Просвещение, 2005
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»/С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. – М.:Школьная пресса, 2005
- Авторская сертифицированная программа Учреждения «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»/ Л.С. Сековец. – Авторский коллектив: Л.М. Тонконог, Л.С. Гапшина и др.– НН.:Автосинтез НН, 2006
- Авторская сертифицированная программа Учреждения «Курс компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Смайлик»./Е.Б. Аксенова, Л.М. Тонконог, В.Н. Малышева, Е.А. Сметанина. Занятия проводятся для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ, педагогом дополнительного образования.
- «Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3-4 лет с ЗПР». А.Н. Засыпкина, В.Ф. Овсиенко (Раздел «Речевое развитие»)
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи»/Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2009
- Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»/Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2006
- Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика»/А.И. Буренина – СПб.: ЛОИРО, 2000
- Программа «Послушные волны» для обучения плаванию детей в ДОУ/А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова. – СПб.:Детство-пресс, 2011
- Программа практического курса «Азбука общения»/Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская и др.. – СПб.:Детство-пресс, 2002
- Программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»/Е.Лютова, Г.Монина. – СПб.:ТЦ «Сфера», 2011
- Программа «Страна добра: социализация детей 5-7 лет»/Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ «Сфера, 2012
- Программа «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»/И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004
Специальные авторские пособия
В работе с детьми используются и специальные авторские пособия, имеющие экспертное заключение, такие, как совочки и ведерки с ремешками для игр с песком (автор – воспитатель Акуличева Л.А.);
в группах для детей с НОДА имеются пособия для коррекции НОДА: тренирующие дорожки, массажные коврики, массажеры для рук и ног, авторские сертифицированные пособия: стопографы, ковростопы, пособия для развития дыхания, мелкой моторики и др. в физкультурном зале представлены пособия для профилактики и коррекции НОДА: тренирующие дорожки, мячи-фитболы, массажные кочки, кольца, мячи, балансиры и др.; в тренажерном зале имеется достаточный набор тренажеров на укрепление мышечного аппарата; в бассейне имеются пособия для обучения детей с НОДА умению держаться на воде: нарукавники, жилеты, доски для плавания, круги и др.
в группе для детей со сложным дефектом создана специальная среда (индивидуальные кабинки, стимулирующий материал, система активностей, система расписаний и др.)
в группах для детей с ЗПР имеется специальный материал для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и познавательного развития.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В детском саду имеются специальные технические средства обучения такие как:
-вертикализатор (позволяет зафиксировать тело ребенка с ДЦП в вертикальном положении)
-специальные кресла с фиксаторами (позволяют зафиксировать тело ребенка в положении сидя)
-ходунки (позволяют ребенку свободно перемещаться по помещениям ДОУ, обеспечивают свободный доступ к местам занятий )
-кресло-коляска (позволяет ребенку свободно перемещаться по помещениям ДОУ, обеспечивает свободный доступ к местам занятий )
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Задачи инклюзивного образования дошкольников решаются в группах комбинированной, компенсирующей направленности и в группе компенсирующей направленности кратковременного пребывания. Воспитанники с ОВЗ интегрированы в общий образовательный поток. В учреждении используются вариативные формы организации интегрированного процесса (комбинированная и временная), обеспечивающие систематичность, последовательность и преемственность дошкольного и школьного этапов образования, воспитания толерантности у воспитанников и родителей. Форма комбинированной интеграции: включение воспитанников с ОВЗ в образовательный процесс группы комбинированной направленности. Взаимодействие воспитанников разного возраста и особенностей психофизического развития осуществляется также в формах временной интеграции: совместные праздники, развлечения, прогулки, концерты и др.
В ДОУ для детей предусмотрены индивидуальные и подгрупповые занятия.
Коррекционную работу проводят:
- воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности
- учителя-дефектологи
- учителя-логопеды
- педагог-психолог
- педагог дополнительного образования
- инструктор по физической культуре
- музыкальный руководитель
Для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра имеется ставка тьютора. Работа специалистов строится в соответсвии с основной образовательной программой, рабочей программой, комплексно-тематическим планированием.
В соответсвии с договором с ГБУЗ НО "ДГБ №42" по назначению врачей детям оказывается медицинская помощь
- лечебный массаж
- физиопроцедуры.
Обеспечение доступа в здания организации, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Создана специальная коррекционная предметно-пространственная среда: безбарьерная среда для детей с НОДА: пандус при входе в здание, ходунки, кресла-каталки, ортопедические подставки для ног, поручни в туалетных комнатах, гусеничный подъемник, специальные стулья с креплениями для занятий и др. Более подробно об обеспечении доступа в здание детского сада можно познакомится в разделе специальная безбарьерная среда
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ социально-психологическую деятельность осуществляют
Педагог-психолог
Плотникова Светлана Анатольевна
Время приема:
понедельник 16.30-17.30, вторник 8.15-9.00
(предварительная запись по телефону)
Контактный телефон: 8 (831) 279-02-59
Электронная почта: rodnik452@yandex.ru
Сайт: psycholog.rodnik452.caduk.ru
При организации работы с воспитанниками (в том числе с детьми с ОВЗ), педагогами и родителями педагог-психолог учитывает возрастные индивидуальные психофизические возможности и особенности воспитанника, его психологический возраст. Работа с педагогами реализуется с учетом личностных качеств, уровня профессиональной квалификации. Работа с родителями проводится, опираясь на специфику семейного воспитания. Работа педагога-психолога строится в соответсвии с образовательной программой, перспективным планом и рабочей программой педагога-психолога.
Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) является одной из форм взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для создания психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе руководствуется «Положение о психолого-педагогическом консилиуме». В состав ППк входят воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог.
Направления работы ППк:
- психолого-педагогическое индивидуальное обследование воспитанников;
- выработка рекомендаций на основании обследования, определяющих индивидуальные подходы к воспитаннику в ходе образовательного процесса;
- определение форм работы с родителями по выявленным проблемам;
- перевод воспитанника в группу в соответствии с его возможностями и особенностями.
Одним из важных направлений работы социально-психологической службы является создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». Дошкольное учреждение создает все условия для максимального удовлетворения запросов родителей воспитанников, в том числе с ОВЗ, по их воспитанию, обучению и коррекции их развития. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из важных направлений в работе с родителями является работа с неблагополучным контингентом семей и с семьями группы риска. Для этого проводятся патронажи в данные семьи, составляются акты обследования. С родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации. Ежегодно составляется социальный паспорт семей, который выявляет основной контингент семей. В зависимости от этого выстраивается работа по взаимодействию с родителями.
Для организации работы социально-психологической службы в МБДОУ созданы все материально-технические условия.
Сенсомоторный центр

Оснащение
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обущающимся необходимую техническую помощь
В МБДОУ "Детский сад №452 "Родничок" для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра имеется ставка тьютора. Тьютор оказывает организационную, информационную и техническую помощь.