Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста
Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны, но так не бывает. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте.
Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями.
При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию патологии стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний. Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка.
Характеристика правильной осанки
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловище, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.
Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
Организация общего режима.
Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело –это организация рационального режима дня для ребенка.
1.Детям необходимо обеспечить: продолжительный и полноценный сон ( в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать). Очень важно для ребенка иметь продолжительность сна на уровне возрастной нормы, это нужно для того, чтобы нормализовался тонус мышц, улучшилось кровообращение, обмен веществ в тканях. В 6-7 лет ребенок должен спать около 9 часов ночью и один раз днем около 2 часов, суммарный суточный сон будет составлять порядка 11 часов.
2.Ограничить пребывание у телеэкрана- не больше 20 минут для детей дошкольного возраста; обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки; ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.
3. Важную роль в формировании костного скелета играет рациональное питание. Недостаток витаминов может привести к деформациям костей их отставанию в росте. Дефицит солей кальция и фосфора обуславливает повышенную ломкость костей и их искривление. Недостаток кальция в пище покрывается за счет поступления его в организм из костей и может привести к значительным нарушениям в костной системе вплоть до грубых деформаций скелета. Не менее важное значение имеет нормальное соотношение в пище различных микроэлементов, органических и других веществ. При нарушении питания костной ткани могут развиться дистрофические заболевания костной системы. Примером дистрофического заболевания является рахит, возникающий при недостатке в организме детей витамина D. Витамин D так же образуется в коже под действием солнечных лучей. Поэтому каждому необходимо достаточное, соответственно возрасту, пребывание на свежем воздухе под солнечными лучами. Загрязнение же воздуха выхлопными газами транспортных средств и дымовыводящими выбросами промышленных предприятий ослабляет солнечную радиацию. Это особенно нежелательно в наших климатических условиях, где и без того ощутим дефицит солнечной радиации.
Рекомендации по диетическому питанию ребенку с нарушенной осанкой.
В ежедневный рацион ребенка должно входить:
Мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Жиры ограничиваются.
Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград, йогурт, сок. В перечисленных продуктах содержится: фруктоза, витамины С, В – каротин, Fe, Mn , белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин.
4.Шум в городах оказывает постоянное, хроническое действие, которое представляет собой большую опасность, чем кратковременный даже очень сильный шум. Исследования влияния шума показали, что при длительном воздействии шума на человека силой более 90 дБ происходит перестройка энергетического обмена в мышечной ткани, что приводит к снижению двигательной активности.
Вот почему так важно постараться проводить выходные с пользой для здоровья на свежем воздухе, на солнце, подальше от городского шума- в парке, лесу и т.д.
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком»
2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен будет лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.
3. Неравномерная нагрузка на позвоночник и мышц спины при длительном сидении утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связи позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое искривление позвоночника. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут. Домашнее задание ребенок школьного возраста должен приготовить за.1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин).В течении перерыва ребенку желательно походить, побегать, выполнить несколько упражнений из комплекса корригирующей гимнастики.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20 минут, оптимальная - 40 минут.
5. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.
6. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп.
Правильное положение за письменным столом: стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги; ноги согнуты в коленях под прямым углом, колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом); равномерная опора на обе половины таза; спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула,; грудная клетка не должна опираться о стол, между столом и туловищем должна свободно проходить рука (расстояние от1 до 2 см); предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны; голова немного наклонена вперед, расстояние от рабочего стола до уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти.
При письме тетрадь повернута на 30°, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
Освещение должно быть рассеянным и достаточным, с левой стороны от ребенка.
8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.
9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным наблюдением со стороны родителей и преподавателей.
Заинтересованность родителей в создании благоприятных условий в быту с целью улучшения осанки своих детей чрезвычайно важна, она позволяет сделать более полным и непрерывным процесс реабилитации, осуществляемом в детском саду ( лечебная гимнастика, массаж, физиолечение, двигательный режим, гигиенические факторы), а следовательно, более эффективным