|
|
Программа для часто болеющих детей "Надежда" |
|
I. Цель: повысить сопротивляемость организма простудным заболеваниям посредством использования комплекса медицинских, педагогических процедур, закаливания.
II. Организационные мероприятия
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Составление индивидуального плана оздоровительной работы с ребенком по месяцам |
Сентябрь |
Врач, м/с ЧБД, в-ли |
2. |
Контроль и проведение в группе гигиенических и оздоровительных мероприятий (утренней корригирующей гимнастики, активной гимнастики, дыхательной гимнастики) |
В т. года |
м/с ЧБД, ст. м/с, воспитатели |
3. |
Оформление листа здоровья |
Сентябрь |
Врач, ст. м/с и м/с ЧБД, в-ли |
4. |
Контроль самочувствия ребенка до, во время и после процедур |
В т. года |
Воспитатели, ст. м/с |
5. |
Контроль и соблюдение температурного режима в группе, кварцевания, проветривания |
В т. года |
Воспитатели, м/с ЧБД |
6. |
Проведение и контроль проведения закаливающих процедур в группе |
В т. года |
Воспитатели, м/с ЧБД |
7. |
Консультирование воспитателей и родителей по вопросам оздоровления ребенка |
В т. года |
м/с ЧБД |
III. План оздоровительной работы с ЧБД
№ п/п |
Наименование процедуры |
Месяца |
IX |
X |
XI |
XI |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
Профилактическая работа |
1. |
Природные адаптогены:
Элеутерококк по 1 кап. на 1 год жизни – курсом по 10 дней (ежедневно после завтрака) |
|
|
+10 дней |
|
+10 дней |
|
+10 дней |
|
|
|
|
|
2 |
Метаболическое пособие:
(во время вспышки ОРВИ, гриппа) – дибазол (1/4 т. 1 раз в день), интерферон (2-3 кап. 2 раза в день), аскорбиновая кислота (1 др. 1 раз в день) |
Во время вспышки ОРВИ и гриппа |
3. |
Фитоаэроионотерапия с маслом (укропным, эвкалиптовым, шалфей-ным, петрушки). Курсы – 2 раза в год по 10 дней. |
+ 10
дней |
|
|
|
|
+ 10 дней |
|
|
|
|
|
|
4. |
Закаливание по II группе |
В течение года |
5. |
Кислородный коктейль – по 10 дней. |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Лечебное полоскание горла |
6 |
Антисептические фитосборы (шалфей, эвкалипт, ромашка) – после сна. По 2 недели с 2 недельным перерывом. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Витаминотерапия |
7 |
Аскорбиновая кислота. По 1 разу в день - курс 10 дней. |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
8 |
Настойка шиповника. По 1 разу в день в 10.00 или 11.00 -3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка |
9 |
Закаливание воздушными потоками (по методике врача В.Л. Лебедь) |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
10 |
Закаливающее носовое дыхание – комплекс упра-жнений проводится ежедневно (по подгруппам с 12.10-12.30) |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Укрепление мышечного аппарата |
11. |
Использование комплексов упражнений авторской программы «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Родничок» в детском саду и дома |
Ежедневно + укг, активная гимнастика после сна |
12. |
Специальные подвижные игры для детей с НОДА, разработанные воспитателем В.С. Шептушкиной. |
Ежедневно на прогулке |
IY. План лечебно-профилактической работы
№ |
Лечебные, профилактические мероприятия |
План |
Рекомендации |
1. |
Медикаментозное лечение |
ХI, II, Y |
|
2. |
Курс массажа |
Х, ХII, III, YI |
|
3. |
Курс ЛФК |
Х, ХII, III, YI |
|
4. |
Курс ФТЛ |
IХ, I, III, Y |
|
7. |
Санаторно-курортное лечение по показаниям |
В течение года |
|
8. |
Консультации узких специалистов (врач ЛОР, хирург) |
2 раза в год |
По месту жительства |
9. |
Обследование по основной патологии |
В течение года |
В условиях стационара ДГБ |
YI. Приложение к плану оздоровительной работы с часто болеющими детьми
1. Упражнения для развития носового дыхания
(по книге Шеврыгина Б.В. Детская оториноларингология. – М., Медицина, 1991)
Цель: научить дышать носом, эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения, повысит адаптацию к холодному воздуху.
- Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
- Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
- Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
- Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
- Сомкнув губы, надуть щёки, после чего, прижав кулаки к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
- Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
2. Упражнения на развитие мягкого нёба
(по книге Готовцева П.И., Субботина А.Д. и др. Лечебная фигкультура и массаж. – М., Медицина, 1987)
- Полоскание глотки с произнесением звука «гр-гр-гр» (голова запрокинута).
- Выдох через нос с произнесением звука «хр-хр-хр» (ноздри прижаты).
- Медленный глубокий выдох через одну ноздрю (вторая прижата, рот закрыт).
- Произвольное поднимание и опускание мягкого нёба перед зеркалом.
- Надувание резиновой игрушки.
- Произвольное покашливание при открытом рте.
- «А-а-а» - на коротком выдохе.
- «И-о, «э-о» на выдохе.
3. Закаливающее носовое дыхание
(авторы Цвек С.В. и Язловецкий В.С. (по книге Мартынова С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М., Просвещение, 1991, стр. 169)
- Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю (по 4-6 сек.) по очереди закрывая их большим и указательным пальцами.
- На вдохе оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Во время более продолжительного выдоха такое сопротивление должно быть попеременным за счет постукивания по крыльям носа указательными пальцами.
- Выключить ротовое дыхание поднятием кончика языка к твердому небу. Вдох и выдох – через нос.
- Спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».
Дополнительные упражнения:
1. «Лёвушка» (детская йога)
Сжать пальцы в кулак, вдох через нос.
Во время выдоха – широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком языка коснуться подбородка, одновременно кулак разжать, напряженные пальцы врозь. Осуществить «рычание» горлом.
Усложнение: задержать дыхание (на 5-10 сек.), вдохнуть и разжать пальцы. Повторить упражнение 3-4 раза.
Цель: улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей (горле, гортани, голосовых связках), повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, холоду, микробам.
2. Брюшно-носовое выдыхание (старинное дыхательное упражнение).
Стоя (сидя), быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, расположенные ниже пупка, и одновременно сделать резкий выдох через нос. Выдох производится при обычном движении брюшного пресса.
Цель: укрепление носа, очищение придаточных пазух потоком воздуха.
|
|
|
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish" |